ПН - СБ: 09:00 - 20:00
О том, как сделать ремонт в срок, читайте в этой статье.
Схема с оплатой работ по факту выполнения является самой распространённой на рынке, при этом она практически гарантированно ведет к невыполнению работы в срок, а иногда дело доходит и до разрыва отношений.
С виду всё красиво – сделал работу, получил свои деньги. Для маленьких объёмов работ такая схема расчётов годится, но давайте подумаем, что это означает, когда дело касается больших проектов.
По началу все полны энтузиазма – заказчик часто появляется на объекте, оперативно принимает решения, и всё идёт быстро и хорошо. Но рано или поздно наступает момент, когда заказчик уезжает в отпуск, потом наваливаются срочные дела… А работа на объекте всё это время идёт, и долг растёт…
В итоге заказчику нужно принимать уже большой объём работ и готовить крупную сумму денег. Психологически из маленькой формальности приёмка работ перерастает в большую проблему, для решения которой заказчику требуется собраться с мыслями и «выдернуть» приличную сумму из оборота.
Хорошо, если вопрос удаётся закрыть быстро. Но что если по работам есть вопросы (а это почти всегда так, когда заказчика месяц не было на объекте)? Или прямо сейчас нет всей суммы? Тогда в ход идёт классическая для такой ситуации фраза: «вы сначала доделайте […], а потом рассчитаемся». Но для исполнителя это означает, что придётся делать ещё работу без оплаты, и надеяться, что заказчик – порядочный человек и не кинет его (что, увы, не редкость). Мотивация при этом падает, коммуникация теряется, что в конечном итоге ведёт к порче отношений.
Если ситуацию запустить, то в конечном итоге она выливается в скандал и разрыв отношений.
Вариант 1: Фирма работает без предоплаты, рабочие тоже работают без предоплаты.
Допустим, срок сдачи (и оплаты) затянулся → рабочие переключаются на другую работу, или сидят на объекте без дела и денег (подрывает мотивацию) → страдает качество и сильнее затягиваются сроки (если нужно искать новую, часто, непроверенную бригаду) → портятся отношения с клиентом → возникают проблемы с оплатой → ссора и разрыв отношений (или новый виток спирали).
Вариант 2: Фирма работает без предоплаты, но рабочим платит из своих.
Тут рабочий процесс и качество страдают меньше, но возникают другие проблемы.
Допустим, работы выполнены, теперь нужно подготовить Акт и позвать заказчика для приёмки. Но прораб закрутился и подготовил Акт на неделю позже. Чтобы не сорвать сроки, он вынужден дать команду приступать к следующему этапу (что подразумевает выплаты рабочим из своих денег).
Ура, Акт готов, и отправляется заказчику, но Заказчик занят или в отпуске, и дата приёмки назначается ещё через неделю.
Заказчик приезжает на встречу без денег или с неполной суммой (ведь нужно ещё убедиться, что работы сделаны должным образом!).
Спустя месяц деньги наконец получены, но за это время набежал новый долг, который превышает тот, что был до этого.
Если у компании 2-3 объекта, то работать в таком режиме сложно, но можно. Если же объектов в работе много, то эти проблемы нарастают как снежный ком и приводят к ситуации, когда тебе должны миллионы, и ты должен всем миллионы. А получить с человека оплату в миллион намного сложнее, чем 5 раз по 200 тысяч. А если таких «подвисших» объектов не 1, а 5? Ситуация на самом деле страшная.
Оптимальная схема – работа по графику платежей, когда оплата производится два раза в месяц, а приёмка работ – по мере необходимости, обычно раз в 1-2 месяца. Подробнее о такой схеме можно прочитать в статье о соблюдении сроков ремонта.
Комментарии
Не оставайтесь равнодушным. Оставьте комментарий